Частный самолет в России: реальность или несбыточная мечта?

По прогнозам специалистов, в начале третьего тысячелетия частные самолеты превратятся из роскоши для миллионеров в средство передвижения для миллионов.

0
56

Самым популярным корпоративным самолетом станет, скорее всего, новинка Boeing — «бибиджей”. BBJ (Boeing Business Jet) — самый крупный в классе частных самолетов. Построен он на базе одного из самых популярных в мире пассажирских самолетов — “Боинга-737″. Впервые представленный в октябре 1998 года, BBJ быстро стал пользоваться спросом. Отправляясь покупать свой BBJ, надо запастись двумя вещами: временем и деньгами. На выполнение заказа в среднем требуется от двадцати четырех до тридцати месяцев. Так что, придется подождать. Так называемый “зеленый» самолет без интерьера и спецоборудования стоит около тридцати миллионов долларов. Планировка внутреннего пространства и выбор интерьера зависят от вкуса и фантазии заказчика. Окончательная стоимость полностью оборудованного летающего “роллс-ройса» колеблется между сорока и сорока пятью миллионами долларов.

Boeing Busines Jet/Фото: triptravel.com

В этом самолете — самый большой пассажирский салон. Вернее, их два. BBJ перевозит в общем салоне до шестидесяти трех человек. Самые важные персоны могут разместиться в отдельном купе класса “люкс». Весь пассажирский отсек BBJ вдвое больше, чем у его конкурентов — это примерно двести пятьдесят квадратных метров, шестикомнатная московская квартира. Есть у BBJ и некоторые недостатки: он летает медленнее и немного ниже, чем многие его конкуренты — менее комфортабельные и вместительные, но более юркие. Его крейсерская скорость составляет около 900 километров в час. Преодолеть расстояние от Москвы до Нью-Йорка в семь с половиной тысяч километров BBJ может за девять часов, a Gulfstream — за восемь с половиной. Кроме того. BBJ потребляет на пятьдесят процентов больше топлива, чем новая модель Gulfstream G-5. Этот самолет оснащен более износостойким оборудованием. Кроме того, Boeing предоставляет дешевые запчасти и обеспечивает доступ к оптовым закупкам горючего.

Что ожидает россиянина, если он купит самолет? Сразу скажем — сильная головная боль. Вот несколько цифр и фактов. В России деловая авиация собственного производства только начинает развиваться. Поэтому парк частных — деловых и корпоративных — самолетов, всего их в нашей стране примерно восемьдесят, состоит из российских, американских и западноевропейских машин. Какие же частные самолеты кружат в российском небе? Основная масса корпоративных самолетов, деловые — это также частные, но меньших размеров, летающих в России, это отечественные пассажирские, переделанные под салонный вариант VIP — знакомые всем “Ту-134″, “Ту-154″, “Як-40″ и “Як-42″. Они, конечно, уступают в комфорте и дизайне западным корпоративным самолетам. Зато и стоят гораздо меньше. Часть лайнеров класса VIP принадлежит крупным российским авиакомпаниям и сдается в долговременную аренду или под конкретный единичный заказ.

Среднемагистральный самолет Як-42Д/Фото:Wikipedia

Клиентам это удобно, так как у авиакомпаний уже существуют инфраструктура для технического обслуживания и возможности сравнительно быстро получить воздушный коридор. Не нужно также ломать голову над тем, где держать самолет, чем заправлять, где ремонтировать. Есть несколько авиакомпаний, организованных крупными концернами, парк которых состоит из подобных машин. Самая крупная из них — «Газпромавиа», где почти сто самолетов и вертолетов. Обслуживает «Газпромавиа» практически только нужды “Газпрома”. Если корпоративные самолеты еще как-то вписываются в российскую действительность, то деловые — пока совсем непривычны. Хотя именно деловых самолетов в мире насчитывается несколько сотен тысяч, и популярность их все растет. В «Воздушном кодексе Российской Федерации» — основном законе об авиации — понятие «деловая авиация» вообще отсутствует.

То есть можно купить себе, к примеру, Cessna-172, заплатив при этом 30-процентную пошлину. Но надо зарегистрироваться летчиком-любителем и летать в основном вокруг аэродрома, оповестив о своих полетах управление воздушного движения (УВД) за сутки. При вылете за рубеж — за трое суток.

Легкомоторный самолет Cessna-172/Фото: bingapis.com

Но получите ли вы разрешение достаточно быстро — вопрос. Вообще улететь из России на частном самолете в то время, когда это удобно владельцу, очень сложно. В стране имеется только один постоянный воздушный коридор для самолетов деловой авиации за рубеж — Москва-Санкт- Петербург-Хельсинки. Полеты по другим маршрутам возможны пока лишь теоретически. Правда, количество времени, которое уйдет на согласование маршрута с УВД и многими другими организациями, зависит от везения, обаяния, но еще больше — от кошелька. А при посадке надо быть готовым заплатить за стоянку как за «Ил-96» и даже купить себе билет на собственный самолет! Но не все так плохо. Положение может измениться, и в «Воздушном кодексе Российской Федерации», возможно, скоро появится понятие деловой авиации.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.